«Всё началось с таблички, свитка, бересты…»

Действительно история свидетельствует о том, что развитие человеческого общества напрямую зависело от развития письменности. Самый первый прообраз книги – «Человек –книга». В очень далёкие времена, когда люди не имели письменности, то свои законы и верования, свои предания они хранили не на книжных полках, а в своей памяти. Предания передавались от одного человека к другому, таких людей называли сказителями. На Руси сказители сопровождали рассказ игрой на гуслях, поэтому их называли гусляры.
До появления письменности люди настойчиво искали способы передачи информации, например с помощью различных предметов. На уроке ребятам рассказали об узелковом письме, о том, что у разных народов оно было разным. Славяне использовали это письмо, чтобы вспомнить о чем-то важном. Дети отметили, что этот способ – «узелок на память» - дожил до наших дней.
Зарождение письменности как таковой началось с использования различных знаков, символов с целью хранения информации во времени и передачи её на расстоянии. Таким видом письменности были руны. Рунические знаки древних славян были не только знаками письменности, но имели ещё и магический смысл. Например, руна в виде молнии – «сила, достояние воина». Она устремляла человека к победе. Ребята с удивлением узнали, что именно этот двойной магический знак-символ использовали в гитлеровской Германии наряду со свастикой. А на территории России были найдены многие свидетельства, памятники рунической письменности.
Но важнейшим событием в истории славянской письменности стало создание славянской азбуки византийскими братьями – Кириллом и Мефодием. Ребята узнали об этих миссионерах-просветителях и о том, как выглядела их азбука – кириллица и глаголица. Для каждого ребёнка были подготовлены раскраски затейливых букв взятых из рукописных книг Древней Руси. Библиотекарь объяснила детям, что раскрашивая рисунки древних буквиц и создавая собственные, как бы наряжая букву и украшая её, мы возвращаем буквам красоту и смысл, которые в них заложены с самого начала. И очень важно знать и помнить, что слово, письмо, сами буквы переданы нам через людей от Бога, что они призваны нести в мир свет, истину и добро.
Интересной была информация об изменениях, которые в эту азбуку ввёл царь Пётр I; о том, кто придумал для русского алфавита буквы «й» и «ё». Ребят удивил факт, что овладеть грамотой в то время было гораздо сложнее, чем сейчас. Буквы тогда назывались не по звучанию, а имели собственные имена, что породило много крылатых выражений, сохранившихся до наших дней. Например, буква «М» - это ломаная линия, а называлась она «мыслете». Теперь становится понятным выражение «Выписывать мыслите», то есть идти зигзагом, как ходят нетрезвые люди. Или буква «Ф» - «ферт» - по начертанию напоминает подбоченившегося человека. Отсюда выражение, которое часто встречается в литературе (в том числе у А.С.Пушкина) «ходить фертом», то есть важничать, рисоваться.
Несмотря на все сложности, можно сказать с уверенностью, что грамотность в древней Руси не была привилегией знати. Археологические находки, в частности берестяные грамоты, дошедшие до наших дней, свидетельствуют о том, что грамотность была массовая, авторами древних письмен были простые люди, ремесленники, крестьяне. Грамоте на Руси учили дети и женщины, в то время как в Европе той поры считалось, что женщине учиться незачем.
Книгопечатание открыло новую веху в истории письменности. С тех пор человек не переставал искать и создавать новые носители информации. Ребята перечисляли преимущества современных средств хранения и передачи информации. В итоге оказалось, что компьютер, электронная книга, «флешка», диск и т.д. удобны, ёмки, но воспользоваться ими можно только в определённых условиях – при наличии компьютера и электричества. Книга же доступна всегда и везде и, чтобы прочесть ее, необходимо только наше желание. Хорошая книга, как надёжный друг всегда под рукой, готова в любую минуту прийти на помощь: научить, посоветовать, предостеречь, утешить и поднять настроение.
Библиотекарь Татьяна Анисимова